Страница 2 из 5 * * *
25.04.2003
Новые материалы
В разделе Наука размещены материалы дискуссии Владимира Буданова и Галины Ризниченко "Нелинейный мир. Возможен ли порядок из хаоса".
...Лет 5, как синергетика начала планомерную экспансию в системе образования (по крайней мере на уровне внедрения образовательных стандартов). Сегодня она, обеспечивает мягкую трансляцию знаний в диалоге культур, предлагая эволюционную методологию освоения реальности. Для физиков, инженеров, психологов, биологов и естественников читаются многочисленные специальные курсы по нелинейной динамике и синергетике. Фрактальные миры врываются с экранов телевизоров, а во Владимирской и Саратовской областях каждый учитель физики озабочен поиском хоть какой-нибудь книжки по синергетике. Надолго ли хватит этого просветительского энтузиазма, и сколько можно жить слухами о предмете?
* * *
Вообще-то красивые, но, как представляется, чрезмерно современные выражения “мягкая трансляция знаний в диалоге культур”, “эволюционная методология освоения реальности”, как и название указанной выше статьи должны у тренированного человека вызвать известную настороженность.
Что же пишет Буданов о науке?
В той статье сборника он, во-первых, высказывает неудовлетворение предсказательными возможностями причинного подхода науки (как ведущего) и подхода с запоминанием, обучением и последующим распознаванием (“нейрокомпьютинг”). Он их даже обзывает Сциллой и Харибдой, что должно, очевидно, поднять рейтинг его последующего предложения. И он предлагает в дополнение к ним промежуточный, как он считает (примерно как кислород стоит в молекуле воды в промежутке между атомами водорода?) метод, почему и называет его мезопарадигмой.
“Внутреннее пространство (системы. - В.Г.) может иметь (а если нет? - В.Г.) свою иерархию уровней, которая на внешнем плане может (а если нет? - В.Г.) выглядеть, как проявление очередности и синхронизмов в поведении различных субъектов системы, или подсубъектов индивида. Возникают (а если не возникают? - В.Г.) фрактальные временные коммуникационные паттерны, которые невозможно описать в рамках марковского подхода. Примером такого подхода к природе и обществу служит метод ритмокаскадов ..., предложенный автором в 1996 году... На наш взгляд именно синтетический (гибрид Сциллы и Харибды? - В.Г.) подход позволит анимировать многие хорошо известные модели синергетики для гуманитарных приложений и выдвинуть принципиально иной класс эффективных коммуникационных моделей.”
Надо сказать, эти “может” и “на наш взгляд” наводят на мысль, что перед нами представлена в виде статьи черновая, необработанная идея человека, гадающего, а вдруг что-то получится, если скомбинировать вот так, и спешащего не только ее застолбить, но и уже получить дивиденд.
Так как на этом статья обрывается, посмотрим на более раннюю статью о ритмокаскадах, называемую также красиво: “Синергетическая алгебра гармонии” (“Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов.” - М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 121- 137). Правда, алгебры там нет. Зато есть еще красивые названия пунктов, например, “Синергетическая апология музыки сфер, космо-музыкальный код мифа”.
Автор сопоставляет частоты обращений планет и отмечает их приблизительно упорядоченные соотношения, что вообще-то давно известно и следует из также известной упорядоченности их расстояний от Солнца (правило Тициуса-Боде для расстояний планет от Солнца, аналогичное существует для спутников Юпитера и Сатурна) и закона движения в поле тяготения массивного центрального тела. Но не ограничивается констатацией, а делает, проводя аналогию с октавным строением звуковой гармонии, глубокомысленные выводы типа: “...все "супружеские" и подчиненные пары планет Земля-Уран, Венера-Марс и т.д. находятся в отношении квинты - призывного, самого сильного консонанса... Такие отношения гармонии и дисгармонии есть буквальный изоморфизм космогонического мифа о борьбе богов и титанов, оскопление Урана Сатурном и наказание Геи! (восклицательный знак - его. - В.Г.) ... Анализ геоматрицы добавляет ряд новых диссонансов для Земли: Солнце (сутки) - тритон, Юпитер - большая секунда, а также перераспределяет отношения гармонии между планетами. Здесь скорее усматривается архетип следующего этапа мифа космогенеза - свержение Юпитером своего отца - Сатурна и устройство пантеона на Олимпе. ... Обратим внимание на особый статус Земли. Это не рядовая планета Солнечной системы с позиции принципов гармонии. Фактически только Земля и ее спутник Луна связаны с другими планетами и Солнцем сверхточными золотыми пропорциями как в гео-, так и в гелиоматрице. Можно предложить гипотезу о необходимости гармонических пропорций косморитмов для возникновения жизни, и это дополнительное требование к антропному принципу. Тогда феномен жизни будет еще более редок в планетных системах, хотя можно допускать идею творения в слабой форме: искусственная природа орбит Луны и Земли. Вероятно, золотая пропорция ритмов в биосфере является необходимым катализатором процессов эволюции...” (Но тогда почему на Луне нет жизни? Зачем Луну сделали? Ради лишнего резонанса?)
|